Анализ законодательства РФ по обеспечению свободы собраний в 2013 году

Московской Хельсинкской группой подготовлен анализ законодательства РФ в сфере обеспечения свободы мирных собраний. Несмотря на то, что свобода публичных собраний – одна из важнейших общепризнанных свобод человека, гарантированная международным правом, действующая редакция ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» содержит значительные противоречия конституционным и международным нормам и стандартам.  

Эксперт Сергей Шимоволос анализирует последствия принятых поправок  в ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» № 54, вступивших в силу 9 июня 2012 г. В новом виде закон существенно расширил перечень запрещённых для собраний мест, что создаёт условия практически тотального запрета использования публичных мест общего пользования в городской черте для собрания и митингов, отсутствие выбора маршрутов проведения шествий.

Законом также усилена административная ответственность за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования. В частности, значительно увеличены максимальные размеры административного штрафа (до трехсот тысяч рублей для граждан и до шестисот тысяч рублей для должностных лиц); введена мера наказания в виде обязательных работ.

Кроме того, данные поправки в федеральный закон о митингах определили беспрецедентные полномочия для субъектов Российской Федерации, в соответствие с которыми регионы получили право собственного регулирования собраний. В течение 2012 года такие законы были приняты во всех 83 регионах. Положения региональных законов ужесточили порядок и возможности проведения мирных собраний, внесли такие ограничения, которые позволяют по формальным признакам запрещать любое собрание.

Свобода мирных собраний имеет особую степень значимости в обеспечении демократических ценностей: ее соблюдение определяет возможность в реализации иных важнейших прав человека (свобода слова, прав на получение и распространение информации, участие в управлении государством). Для Российской Федерации проблема ограничений свободы собраний имеет чрезвычайно актуальное значение, - особенно в свете последовательных законодательных ограничений на протяжении последних лет. 

МХГ будет продолжать мониторинг правоприменения новых российских законов, ущемляющих права человека.

Полный текст размещен на специальном сайте МХГ, который посвящен мониторингу новых российских законов и их правоприменению в области гражданских прав http://mhg-monitoring.org.

Подготовлено в рамках проекта, где используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 3 мая 2012 года № 216-рп.

Категория: 
Заголовок (ТОЛЬКО ДЛЯ НОВОСТЕЙ): 
Анализ законодательства РФ по обеспечению свободы собраний в 2013 году