Проанализирована правоприменительная практика законодательства о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних

В рамках проекта "Мониторинг правоприменительной практики законодательства последних лет в области защиты гражданских прав" экспертами МХГ подготовлен обзор "Анализ правоприменительной практики законодательства о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних". 

Региональные законы о запрете так называемой пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних в различных формулировках приняты в 11 регионах, но регулярно такой закон применяется лишь в Архангельской области. В Санкт-Петербурге и Костромской области закон применяется ситуативно. В остальных восьми регионах законы ни разу не применялись. Законы используются для ограничения права на свободу собраний для ЛГБТ-активистов и ЛГБТ-организаций. Чаще всего это происходит на этапе подачи уведомлений на проведение публичных мероприятий, констатируют эксперты.

Штрафные санкции по этим законам были применены в отношении участников одиночных пикетов четыре раза: трижды – в Архангельске (февраль 2012 года) и один раз – в Санкт-Петербурге (апрель 2012 года). Использование закона для ограничения права на свободу собраний происходит вопреки решениям Верховного суда РФ (по Архангельской, Костромской, Самарской областям и Санкт-Петербургу). Законы носят дискриминационный характер, поскольку устанавливают "социальную неравноценность традиционных и нетрадиционных" отношений, что противоречит принципу недискриминации международного права прав человека.

Комитет ООН по правам человека и Венецианская комиссия высказались за отмену законов, поскольку их существование не может быть обосновано ни с точки зрения защиты нравственности, ни с точки зрения защиты несовершеннолетних и данные законы представляют опасность для соблюдения таких прав человека, как свобода самовыражения, свобода собраний, свобода объединений, право распространять и искать информацию.

Обзор также содержит рекомендации, в первую очередь адресованные законодателям федерального и регионального уровней, а также государственным и муниципальным органам, в чьем ведении находятся вопросы "согласования" публичных мероприятий, а также органам внутренних дел, обеспечивающим безопасность граждан. Основные из них:

- отменить существующее региональное законодательство о запрете "пропаганды гомосексуализма";

- недопустимо запрещать пикеты, митинги, демонстрации, которые в качестве своих целей ставят освещение проблемы гомофобии и трансфобии, положения ЛГБТ-сообщества, в т. ч. ЛГБТ-подростков;

- обеспечить безопасное проведение данных публичных акций;

- недопустимо препятствовать проведению одиночных пикетов по указанной выше тематике;

- выступить с инициативой принятия антидискриминационного законодательства, включающего в себя и признак сексуальной ориентации и гендерной идентичности;

- не допускать, чтобы суждения о "традиции", "нравственности", "религии" выступали в качестве дискриминирующего фактора по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности.

Полный текст экспертного обзора

Обзор подготовил Валерий Созаев для Московской Хельсинкской группы в рамках проекта "Мониторинг правоприменительной практики законодательства последних лет в области защиты гражданских прав", финансируемого государственным грантом в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 3 мая 2012 года № 216-рп.

Категория: 
Заголовок (ТОЛЬКО ДЛЯ НОВОСТЕЙ): 
Проанализирована правоприменительная практика законодательства о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних