Проанализирована правоприменительная практика законодательства об НКО-иностранных агентах

В рамках проекта «Мониторинг правоприменительной практики законодательства последних лет в области защиты гражданских прав» экспертами МХГ подготовлен обзор «Анализ правоприменительной практики Федерального закона от 20 июля 2012 года № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента».

Анализ правоприменительной практики показывает, что закон об НКО-иностранных агентах избирателен, политически мотивирован, нацелен на ограничение гражданского контроля за деятельностью государственных органов путем устранения НКО и существенное ограничение конституционных прав, утверждают эксперты.

Исследованные постановления мировых судов без достаточных на то оснований фактически ограничивают основополагающие свободы – свободу выражения мнения и свободу собраний и объединений (статьи 10 и 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод). Суды не учитывают ключевые принципы, закрепленные в Конституции РФ: «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от… принадлежности к общественным объединениям» (статья 19), «каждому гарантируется свобода мысли и слова… никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (статья 29), «свобода деятельности общественных объединений гарантируется» (статья 30), «закон обратной силы не имеет» (статья 54), «права и свободы человека и гражданина и их объединений могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (статья 55). Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, международные нормы, нормы федеральных законов должны толковаться и применяться в системном единстве с учетом конституционных принципов, что также не соблюдается при правоприменении закона.

Под угрозой несоразмерных штрафов вынуждая НКО регистрироваться в качестве «иностранных агентов», вводя для них более сложные правила деятельности и отчетности, делая их уязвимыми перед административным произволом и произвольным толкованием размытых формулировок законодательства, «закон об иностранных агентах» ограничивает права членов этих организаций и фактически вводит дискриминацию российских граждан.

Выражение «НКО, которая… участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности», а также отсутствие в законе определений терминов «политическая деятельность» и «формирование общественного мнения» открывает большие возможности для манипулирования и заданной трактовки как прокуратурой, Минюстом, так и судами. То есть государственные органы могут интерпретировать упомянутые в законе термины и выражения произвольно, исходя из желания или поставленной задачи, либо затруднить, либо вообще прекратить деятельность неудобных НКО.

Несмотря на небольшое число рассмотренных в судах дел, уже можно говорить, что в России сложилась негативная судебная практика в отношении НКО, заподозренных в «нарушении порядка деятельности НКО, выполняющей функции иностранного агента». Такая ситуация к осени может обернуться массовыми штрафами НКО с последующей самоликвидацией организаций, которые ни при каких условиях не пожелают назваться «иностранными агентами» – таковы основные выводы экспертов.

Исходя из проанализированной правоприменительной практики, представляется целесообразным поддержать некоторые рекомендации Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, уполномоченного по правам человека в Пермском крае Татьяны Марголиной и Резолюции Совета по правам человека ООН «Защита правозащитников».

Следует добавить, что в экспертном обзоре содержатся рекомендации для гражданских организаций о возможных действиях и их последствиях в свете нового законодательства об НКО.

Полный текст экспертного обзора

Обзор подготовил Дмитрий Колбасин для Московской Хельсинкской группы в рамках проекта «Мониторинг правоприменительной практики законодательства последних лет в области защиты гражданских прав», финансируемого государственным грантом в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 3 мая 2012 года № 216-рп.

Категория: 
Заголовок (ТОЛЬКО ДЛЯ НОВОСТЕЙ): 
Проанализирована правоприменительная практика законодательства об НКО-иностранных агентах