Проведен мониторинг правоприменительной практики "закона о черных списках"

В рамках проекта "Мониторинг правоприменительной практики законодательства последних лет в области защиты гражданских прав" экспертами МХГ проведен анализ правоприменительной практики Федерального закона от 28.07.2012 № 139-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Ситуация с "законом о черных списках", как условно называют корпус норм, содержащихся в ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Постановлении Правительства РФ от 26 октября 2012 года № 1101, еще раз показала, что хуже плохого закона может быть только плохое правоприменение, утверждают эксперты. В итоге идея упорядочения регулирования правоотношений в интернете, активно продвигаемая рядом депутатов, полностью дискредитирована. Исправить ситуацию может только серьезная переработка идеологии закона, которой будет сопутствовать закрепление гарантий соблюдения конституционной свободы выражения мнения.

Цифровая осведомленность наших сограждан в связи с принятием закона скорее выросла, во всяком случае, в тех вопросах, которые связаны с использованием анонимайзеров и VPN-клиентов, констатируют эксперты. Однако по свободе слова закон "о черных списках" нанес сокрушительный удар. Дело даже не в том, что тысячи сайтов оказываются недоступными по сомнительным основаниям без какого бы то ни было судебного или общественного контроля. Законодательное закрепление возможности произвольного блокирования не только отдельных страниц, но и целых IP-адресов, приводит к размытию правовой системы, развращает правоприменителей, а в конечном итоге подрывает основы конституционного строя.

По данным проекта РосКомСвобода, доступным во время подготовки настоящего обзора, 6876 доменов из 7103, находящихся в Реестре, то есть 96,8%, блокируются необоснованно, по той лишь причине, что находятся на одном IP-адресе с ресурсами, на которых ФСКН, Роспотребнадзор или Роскомнадзор нашли запрещенную информацию.

Напомним, что целью всей этой эпопеи с "черными списками" является защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Для достижения этой, несомненно, благородной цели миллионы взрослых и вполне дееспособных граждан России ограничены в конституционном праве свободно получать информацию и лишены доступа к тысячам сайтов, владельцам которых даже не предъявлялось претензий в связи с их содержанием. Такое положение вещей нарушает не только часть 3 статьи 55 Конституции России, которая устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Закон "о черных списках", а в особенности практика его применения, противоречат и комплексу международно-правовых обязательств нашей страны.

Основные рекомендации экспертов:

Законодательное закрепление четких, научно обоснованных критериев оценки информации, в основу которых должна быть положена проверка существования реальной угрозы здоровью детей.

Дополнение открытой части "Единого реестра…" разделом, содержащим полные тексты решений уполномоченных органов о признании информации запрещенной с приложением всех материалов, на которых основывается такое решение (экспертные заключения, справки, оценки и т. п.)

Исключение из ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Постановления Правительства РФ № 1101 возможности блокирования сетевых адресов.

Исключение из перечня запрещенной информации, являющейся основанием для включения в Реестр, "призывов к суициду" и "информации о несовершеннолетнем" как неопределенных и допускающих произвольное ограничение свободы слова.

Введение моратория на дальнейшее расширение перечня оснований для блокирования доступа к информации.

Исключение Роспотребнадзора из числа органов, уполномоченных принимать решения, являющиеся основаниями для включения указателей страниц, доменных имен и сетевых адресов в Реестр.

Полный текст экспертного обзора

Обзор подготовил Дамир Гайнутдинов для Московской Хельсинкской группы в рамках проекта "Мониторинг правоприменительной практики законодательства последних лет в области защиты гражданских прав", финансируемого государственным грантом в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 3 мая 2012 года № 216-рп.

Категория: 
Заголовок (ТОЛЬКО ДЛЯ НОВОСТЕЙ): 
Проведен мониторинг правоприменительной практики "закона о черных списках"